Подготовка профессионалов в Арктике и для АрктикиВ условиях климатических изменений, подготовки к интенсивному освоению Арктики и развитию Северного морского пути, приоритетной становится задача проведения профориентационной работы с целью подготовки специалистов для нужд Арктических регионов. Поддержка традиций научно-образовательного и культурного обмена между Санкт-Петербургом и Арктическими регионами является важной задачей обеспечения устойчивого развития экономической, научно-образовательной и культурной сферы. В этом процессе роль нашего университета и вошедшей в его состав Полярной академии является особенно значимой. Санкт-Петербург – НАО: межрегиональное взаимодействие в области образовательных программ по профессиональной ориентации В целях содействия решению задач подготовки профессиональных кадров для Ненецкого автономного округа с 29 по 2 февраля 2018 года сотрудниками университета была реализована образовательная программа по профориентационной подготовке в г. Нарьян-Мар. Данная работа в Арктике проводится Университетом в тесном сотрудничестве с Департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, региональным общественным движением “Ассоциация ненецкого народа “Ясавэй” и Ненецким региональным центром развития образования. От Университета в Нарьян-Маре проводили работу д.пед.н., к.пс.н., Андрей Геннадьевич Грецов и к.филос. н., Марья Сергеевна Розанова. Образовательная программа включала следующие образовательные модули для разных категорий слушателей: I. Серия обучающих семинаров и практических занятий по теме «Современные технологии профориентации в Арктическом регионе» осуществлялась в форме проведения для работников системы общего и среднего специального образования, профильных служб, включая Центр занятости населения НАО, а также сотрудников молодежно-подростковых организаций. Всего в мероприятиях приняли участие более 50 человек. В рамках программы рассматривались наиболее актуальные проблемы профессионального самоопределения и построения карьеры в Ненецком автономном округе. В частности, обсуждались следующие темы: • профессии и образовательные траектории; типичные ошибки в профессиональном самоопределении; • факторы, предопределяющие профессиональный успех; • рынок труда, его специфика в Арктических регионах; тенденции изменений на рынке труда; • специфика карьеры в области фриланса и предпринимательства в условиях Арктики; • анкетные методы в профориентации. II. Серия занятий для школьников, обучающихся в Нарьян-Маре и близлежащих поселках по теме «Выбор профессиональной карьеры» с использованием методики экспресс-диагностики профессиональных склонностей (анкетирование) с последующим обсуждением результатов и индивидуальным консультированием. Всего базовую профориентационную подготовку и диагностику прошли 94 учащихся 8–11 классов Ненецкого автономного округа (средние школы №1-5, Ненецкая средняя школа имени А.П. Пырерки, средняя школа п. Искателей, средняя школа п. Красное). III. Серия практических занятий для студентов всех профессиональных образовательных организаций в Нарьян-Маре по теме «Стратегии построения профессиональной карьеры» на базе Ненецкого аграрно-экономического техникума им. В.Г. Волкова. На занятиях со студентами освещались следующие темы: • профессиональная карьера; типы карьерного роста; • специфика карьеры наемных работников, «фрилансеров», предпринимателей; • факторы, предопределяющие успешность построения карьеры; • профессиональная идентичность, ее формирование; • типичные ошибки в профессиональном самоопределении; • рынок труда, его специфика в Арктических регионах; тенденции изменений на рынке труда. Перспективные профессии будущего в Арктике В процессе проведения мероприятий обсуждались перспективные направления подготовки квалифицированных кадров в ближайшие десятилетия для рынка труда в НАО. Востребованными в округе могут стать инженерно-технические специальности, профессии в сфере информационных технологий (включая специалистов по обеспечению информационной безопасности телекоммуникационных систем и морских информационных систем), специальности, связанные с экологией, метеорологией (в том числе гидрометеорологией) и энергетикой (в том числе метеоэнергетикой) в Арктическом регионе, специалисты в сфере экономики природопользования, медицинского обслуживания (именно высококвалифицированные врачи всех профилей), а также сервиса и туризма (применительно к НАО, это экотуризм и этнотуризм). В ближайшие года на рынке труда могут появиться вакансии для специалистов в сфере системы управления движением и навигации в условиях Арктики, в области ИТ-медицины, для специалистов по обслуживанию роботизированного производства, специалистов по эксплуатации портов и терминалов, для инженеров по безопасности транспортной сети (транспортная логистика), переводчиков иностранного языка (преимущественно, английский и китайский языки), для специалистов по преодолению системных экологических катастроф, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Популярными могут стать высококвалифицированные мастера в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (в первую очередь, это резьба по кости, работа с мехом), которые смогут сочетать элементы традиционного искусства с новыми технологиями, направленными на создание эстетически привлекательных и высококачественных уникальных изделий. Особой значимостью для развития бизнеса будут обладать высококвалифицированные и опытные специалисты по созданию и продвижению брендов местных товаров и услуг в глобальной сети Интернет. В связи с грядущими изменениями в Арктике, значение Российского государственного гидрометеорологического университета, осуществляющего подготовку по целому ряду перспективных специальностей для Арктических регионов, сложно переоценить. Университет принимает активное участие в научной работе по исследованию климатических изменений в Арктике и прогнозированию их последствий как для природной среды, так и для хозяйственной деятельности и экономической среды жизнедеятельности человека. Сотрудники университета принимают активное участие в международных научно-исследовательских проектах по обмену опытом с учеными-представителями стран Арктического региона, в частности, в практически значимом проекте по устойчивому развитию городов Арктики (Arctic PIRE: Promoting Urban Sustainability in the Arctic) и тем самым получают возможность ознакомления с передовым опытом международных исследований и изучают перспективы его применения в российских регионах Арктики. Важность подготовки кадров в РГГМУ заключается еще и в том, что после окончания обучения в университете многие выпускники из числа абитуриентов из НАО будут заинтересованы в возвращении в округ и станут опорой кадрового потенциала для реализации стратегически значимых глобальных проектов в Арктике. == РГГМУ выражает огромную благодарность всему руководству Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, руководителю Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа Илье Игоревичу Иванкину, Председателю регионального общественного движения “Ассоциация ненецкого народа “Ясавэй” Юрию Аркадьевичу Хантазейскому, директору Ненецкого регионального центра развития образования Ольге Юрьевне Козициной и директору Ненецкой средней школы имени А.П. Пырерки Пашкиной Людмиле Викторовне за помощь и содействие в подготовке и организации комплекса мероприятий в Ненецком автономном округе. Мы желаем успехов в реализации на территории НАО проектов по профессиональной ориентации и успешным стратегиям построения карьеры жителей этого арктического округа, и надеемся на дальнейшее плодотворное научно-образовательное сотрудничество и взаимодействие! М.С. Розанова
Новость от 13 февраля 2018
|
||||||||||||||||||
|